Источники требований
- Фирма-заказчик и ее контактные лица. Это основной источник. Только он может рассказать что же надо делать. В частности, заказчик может представить описание бизнес-процессов, регламенты работы, и самое главное - представления заказчика о проекте.
- Законодательство и нормативные акты. Это важно. Мы даже не задумываемся о влиянии законодательства на проекты, а зря. Например, если в проекте требуется указать имя/фамилию, то пользователь должен дать согласие на обработку персональных данных.
- Анализ конкурентов. Помогает найти действительные конкурентные преимущества того или иного проекта или продукта. Часто этим пунктом пренебрегают и зря.
Извлечение требований
- Интервью. Иначе говоря, расспросы заказчика и всех заинтересованных лиц.
- Анкетирование. Заказчик должен ответить в письменном виде на вопросы в виде тестов или в свободной форме. От правильно поставленных вопросов сильно зависит успешность проекта.
- Наблюдение за деятельностью. Это используется в тех случаях, когда надо автоматизировать сложный процесс.
- Анализ документов и документации. Сюда входит как анализ законодательства, так и анализ процессов в самой фирме-заказчике.
- Мозговой штурм. Этот метод используется по принципу "А давайте решим, что в проекте еще не хватает"
- Сценарии и прототипирование. Позволяет определить действительно ли все требования учтены, но, к сожалению, приходится тратить очень много сил.
- Встречи с клиентов "Правильно ли мы понимаем, что вам нужно?". Позволяет на ранних этапах скорректировать как сами требования, так и их приоритеты.
Для каждого метода есть свои особенности и секреты. В целом, ничего сложного ни в одном методе нет, надо только их грамотно и к месту применять.
На этапе выявления требований самое важное - это их записывать. Классифицировать, обрабатывать, задавать приоритет, удалять дубликаты это все позже, на этапе анализа требований.
При записи требований очень удобно их нумеровать и вести в табличном виде:
Номер | Краткое описание (название) | Откуда взялось это требование | Полное описание.
При фиксации требований лучше сразу их записывать в максимально проверяемом виде и учитывать их характеристики.
При получение комплекта требований важно также записывать откуда оно взялось. Потому что одно дело требование высказал работник непосредственно автоматизируемого участка и совсем другое дело, если начальник департамента, состоящего из множества отделов.
При фиксации требований лучше сразу их записывать в максимально проверяемом виде и учитывать их характеристики.
При получение комплекта требований важно также записывать откуда оно взялось. Потому что одно дело требование высказал работник непосредственно автоматизируемого участка и совсем другое дело, если начальник департамента, состоящего из множества отделов.