понедельник, 22 августа 2011 г.

Где и как взять требования по проекту

Источники требований

  • Фирма-заказчик и ее контактные лица. Это основной источник. Только он может рассказать что же надо делать. В частности, заказчик может представить описание бизнес-процессов, регламенты работы, и самое главное - представления заказчика о проекте. 
  • Законодательство и нормативные акты. Это важно.  Мы даже не задумываемся о влиянии законодательства на проекты, а зря. Например, если в проекте требуется указать имя/фамилию, то пользователь должен дать согласие на обработку персональных данных. 
  • Анализ конкурентов. Помогает найти действительные конкурентные преимущества того или иного проекта или продукта. Часто этим пунктом пренебрегают и зря. 
Извлечение требований
Основные методы:

  • Интервью.  Иначе говоря, расспросы заказчика и всех заинтересованных лиц. 
  • Анкетирование. Заказчик должен ответить в письменном виде на вопросы в виде тестов или в свободной форме. От правильно поставленных вопросов сильно зависит успешность проекта. 
  • Наблюдение за деятельностью. Это используется в тех случаях, когда надо автоматизировать сложный процесс. 
  • Анализ документов и документации. Сюда входит как анализ законодательства, так и анализ процессов в самой фирме-заказчике. 
  • Мозговой штурм. Этот метод используется по принципу "А давайте решим, что в проекте еще не хватает"
  • Сценарии и прототипирование. Позволяет определить действительно ли все требования учтены, но, к сожалению, приходится тратить очень много сил. 
  • Встречи с клиентов "Правильно ли мы понимаем, что вам нужно?". Позволяет на ранних этапах скорректировать как сами требования, так и их приоритеты. 

Для каждого метода есть свои особенности и секреты. В целом, ничего сложного ни в одном методе нет, надо только их  грамотно и к месту применять. 

На этапе выявления требований самое важное - это их записывать. Классифицировать, обрабатывать, задавать приоритет, удалять дубликаты это все позже, на этапе анализа требований. 
При записи требований очень удобно их нумеровать и вести в табличном виде:
Номер |  Краткое описание (название) |  Откуда взялось это требование | Полное описание.

При фиксации требований лучше сразу их записывать в максимально проверяемом виде и учитывать их характеристики.
При получение комплекта требований важно также записывать откуда оно взялось. Потому что одно дело требование высказал работник непосредственно автоматизируемого участка и совсем другое дело, если начальник департамента, состоящего из множества отделов.